знания и навыки - чтобы жить лучше!

Белорусский национальный костюм- Культура- Юнгианский анализ

Карл Густав Юнг своими   уникальными  многолетними исследованиями доказал, чтобы лучше понять психологию личности необходимо понимать и учитывать психологические слои, содержащие информацию и опыт культуры, традиций и коллективные ценности определенной местности и народа, откуда на глубинном бессознательном берут питание корни индивидуальной психики.

"С ростом научного понимания наш мир все более дегуманизируется. Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделен от природы, не включен в нее органически, и утратил свою эмоциональную «бессознательную идентичность» с природными явлениями. Постепенно они теряют свою символическую причастность. Теперь уже гром – не голос рассерженного Бога, а молния – не его карающая стрела. В реке не живет дух, в дереве больше не прибывает жизненная основа человека, змея не воплощает мудрость, а горная пещера больше не жилище великого демона. Уже не слышит человек голоса камней, растений, животных, и не беседует с ними, веря, что они слышат. Его контакт с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь",- Карл Густав Юнг «Архетип и символ».

Огромные потери наш народ и наша культура понесли в результате множества войн, репрессий, переселений, но, благодаря, удивительными людям восстанавливается энергия рода Белорусского на нашей земле.  На выставке Белорусских Национальных костюмов «Гуляла пава…»  в Музее старобелорусской культуры при Национальной Академии наук будет представлена экспозиция самого интересного Неглюбского строя (комплекса одежды) женских костюмов 19-20 вв. и других регионов Беларуси: Волковыска, Добруша, Давыд-Городка, Слуцка. Каждый из них уникален в своей красоте и самобытности.

Cтрой (белор)— название традиционного комплекса белорусской народной одежды на территории Белоруссии и прилегающих государств: Польши, Украины и России. Строи сформировались и бытовали в конце XIX — середине XX века.

Белорусский национальный костюм– сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе,- начал своё формирование во времена Средневековья, к XIV-XVI обрёл свои специфические черты, а к XIX веку он полностью сформировался, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Лобачевская О.А., Зимина З.И. в своих исследованиях «Белорусский народный костюм» так описывают особенности белорусского национального костюма: «Одна из важнейших характеристик белорусского костюма – необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму. Отдельные атрибуты костюма восходят к языческим корням, в них сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времен. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях". Имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением.

На территории Белоруссии выделяют зоны локальных особенностей традиционного костюма в технике исполнения, в способе ношения деталей одежды, в характере орнамента и т. д. Такие локальные разновидности костюма и определяются термином строй.  При выделении отдельного строя учитывают общность повседневной и праздничной одежды, верхней одежды, обуви, головных уборов и украшений. Внутри строя различают мужской и женский костюм. Исследователи выделяют более 30 строев.

Белорусские традиционные костюмы, как и все народные костюмы, являются своеобразным образом практичности и декоративности, обладающие полнотой образа и завершенностью. Белорусские костюмы являются одними из синтетических видов в декоративно-прикладном искусстве, они соединили в себе много традиционных ремесел. К ним можно отнести плетение, ткачество, ювелирное искусство, обработку кожи и еще много других ремесел. Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершённость, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определённые особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понемонье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.

Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы.

Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Рождение белорусов как нации, когда формируются черты и особенности национального характера, традиции и обычаи складываются в стройную и определённую систему ─ происходит в начале II века. Все это нашло отражение и в национальной одежде.

Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Беларусь для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.

Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева. Познакомиться с разнообразием женских и мужских костюмов, повседневных и праздничных можно на выставке Белорусского народного костюма.

К.Г. Юнг писал: «В то время, как мы думаем в масштабе лет, бессознательное думает в масштабе  тысячелетий. Если же происходит нечто, что мы величаем неслыханно новым, по большей части это давнишняя история. Словно дети, мы всегда забываем, что было вчера. Мы все еще живем в удивительно новом мире, в котором человек мнит себя поразительно новым и «современным».   

Здесь также можно увидеть уникальные древние белорусские униатские иконы. Униатская (греко-католическая) церковь, образованная в 1596 году на основе Брестской церковной унии, так же как католицизм и православие, сыграла свою роль в истории белорусского этноса. В XVII—XVIII веках это была самая многочисленная конфессия, а ареал ее распространения охватывал Беларусь, часть Литвы, Украины, России, Польши. Подготовка к подписанию унии была начата после объединения ВКЛ и Польши в единое государство. Непосредственными инициаторами создания новой синкретической конфессии унии выступили православные епископы Луцкий и Влалимиро-Волынский.

Прикасаясь к своим культурным корням и истории, можно лучше понять тонкости Белорусского характера, восстанавливая естественную связь со своей природой через глубинные ресурсы коллективной психики по К.Г.Юнгу.                         

 

Facebook - Комментарии:

ВКонтакте - Комментарии:


Рекламодателям:

Услуги портала Razvitie.BY и тарифы
Ближайшие выпуски рассылки анонсов тренингов:
20, 26 декабря, 3 января.
Заказать анонс в рассылке
Лайф-коучинг с Дмитрием Тарасовым. Индивидуальная работа по достижению целей, решению проблем.
Быстрый лайф-коучинг: 15 минут = 0 рублей! Проф.коуч Дмитрий Тарасов

Войти на портал